Первое упоминание о военном поселении на Царицыном острове встречается в летописях, датированных 1579 годом. К 1985 году существует уже группа поволжских военных крепостей: Царицын, Самара и Саратов. Датой основания Царицына считается 1589 год, когда правитель Ногайской орды (последователи Золотой орды, после ее распада) Урус-бий объявил себя наместником Русского царства. Далее последовал период смутного времени, сопровождаемый частыми военными столкновениями с ногайцами, но уже после 1630 года никто из соседей не покушался на принадлежность Царицына Российской империи.
В 1775 году, город перестает быть пограничной территорией, и граница смещается к Азово-Моздокинской укрепленной линии. Формируется Царицынский уезд, и в городе воцаряется мирный сельский уклад жизни. Активно заселяются переселенцами прилегающие к городу территории, появляются новые села. В 1820 году появляется план застройки города. Первым предприятием в городе становится производство по переработке горчицы, работающее и сегодня (завод Сарепта). Интенсивно развивается пищевая промышленность. Одним из важнейших транспортных узлов Поволжья город становится Грязе-Царицынская железная дорога, открывшая для города торговые пути в Балтику и Москву.
К 1900 году речное транспортное сообщение города отказывается от устаревшего труда бурлаков, и начинает использовать колесные теплоходы. Также, впервые в мире по Волге начинает курсировать нефтяной танкер Зороастр.
Непрерывный рост населения города и строительства жилых домов прекращается в 1917, когда начинается Первая Мировая война. Были предприняты многочисленные попытки взять город, обороной которого руководил лично Иосиф Сталин, на тот момент командир СКВО. Под командованием генерала Врангеля, город удается взять с четвертой попытки. Военные действия наносят колоссальный ущерб городской промышленности и жителям.
10 апреля 1925 года, за заслуги Сталина в командовании обороной Царицына, городу присваивают новое название - Сталинград. C 1928 года, в рамках пятилетки ликвидации индустриального отставания от западных стран, в Сталинграде построены:
Во время Великой Отечественной войны, после неудачи советской армии в Харькове, вермахт использует брешь в обороне, и силами шестой армии движется в сторону Сталинграда. В июле 1942 года Сталин принимает приказ №227 "Ни шагу назад". Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей на побережьях рек Волга и Дон. Военные действия развернулись на территории более 100 000 кв.м., и задействовали около 2 000 000 человек. Масштаб сражения превосходил все известные на тот момент бои. Победа в Сталинградской битве стала переломным моментом войны.
Послевоенные годы проходят в интенсивном восстановлении жилого фонда и промышленного производства. В 1943 году Сталинградский тракторный уже приступил к ремонту техники, а спустя год наладил производство тракторов и танков. Открылись заводы "Красный октябрь" и "Баррикады". В 1949 году объемы производства превосходили довоенные показатели. Большое количество работ по восстановлению города было проведено силами пленных вермахта.
После восстановления самых важных и необходимых городских объектов, в 1950 году в городе началось строительство монументальных архитектурных проектов, определивших внешний вид города с тех лет по наши дни. Этот архитектурный стиль стал называться Сталинский ампир.
Смерть Сталина стала началом процесса десталинизации, начатой в 1953 году. В городе были демонтированы все памятники, и переименованы все объекты, связанные с верховным главнокомандующим. 10 ноября 1961 года городу присваивают новое название - Волгоград.
Миллионный житель города появился на свет в 1989 году.
>