Лодейное поле

Теплоход подходит к трехпролетному Лодейнопольному мосту с разводным средним пролетом. На правом берегу видны несколько белых домиков, длинное строение и двухэтажное здание с узкими окнами. Это Свирский рыборазводней завод, построенный в 1932 году. Осенью сюда поступает икра: лососевая, сиговая, озерной форели. В апреле — мае из икры выклевываются мальки. Рыбок выпускают в бассейны из стеклопласта. В каждом таком бассейне их насчитывается около 15-20 тысяч. Условия обитания в бассейне создаются максимально-ориентированными на вид рыбы: лосось любит прозрачную воду, карась — тепловатую, а форели, наоборот, нужна вода похолодней. Ценнейшие породы мальков-двухлеток ежегодно выпускаются в Свирь и ее притоки. Ведь построенные на реке гидроэлектростанции перекрыли рыбе путь к привычным местам обитания и, особенно, нерестилищ. Таким образом, человек помогает природе восстановить ее рыбные богатства.

Само название города — Лодейное Поле, напоминает о древнем ремесле жителей этих мест, которые занимались сооружением ладей, или лодей, как называли в старину парусные грузовые суда. В 1702 году по велению Петра I в Олонецком крае, на левом берегу Свири, где стояли две окруженные лесом деревеньки Мокришвица и Мешковичи, была заложена судостроительная верфь. По местоположению она стала называться Олонецкой. Дело было поставлено с размахом. Прибывали на строительство люди из приписанных к верфи уездов Беломорья, Каргополя, Пошехонья. Направлялись сюда корабельные мастера из Воронежа, Азова, Архангельска и заморских стран — Голландии и Дании. Заправлял всем любимец царя - расторопный и деятельный А.Д.Меншиков. Первые суда на верфи были заложены в марте 1703 года, а через пять месяцев, 22 августа, уже спустили на воду 28-пушечный фрегат «Штандарт». Капитаном его был сам Петр I.

В годы северной войны Олонецкий край, находившийся близ театра военных действий, стал главным арсеналом и базой русской армии. Не было ни одной крупной морской баталии, в которой не участвовали бы корабли, сделанные на Свири. Здесь делали суда и парусного флота, и гребного: галеры, бригантины, галионы, десантные ладьи, шлюпы, боты. Сработанные олонецкими плотниками корабли во время Северной войны во многом определили успех русских в сражениях на Балтике и тем самым помогли России прорубить «окно в Европу».

Официально верфь именовалась Олонецкой. Но местные жители называли ее Лодейной пристанью, а слободу, стоявшую на открытом юру - Лодейным Полем. Это имя было узаконено в 1788 году указом Екатерины II, когда селение при верфи было переведено в разряд города. Лодейнопольская верфь строила корабли 127 лет — до 1830 года. За это время здесь было создано более 450 судов различных типов, которые принимали участие во многих выдающихся событиях в истории русского флота — в военных действиях в Северной войне, в Семилетней войне (1756 - 1763 годов), даже в Отечественной войне 1812 года. Давно замерли работы на Лодейной пристани, но память о причастности города к Великой славе России — жива. На месте верфи лежит памятная плита.

Там, где когда-то стоял деревянный дом («дворец») царя на берегу реки, еще в 1832 году поставлен чугунный памятник — пирамида с надписью, напоминающей, что здесь жил Петр I при закладке Олонецкой верфи. Лодейнопольская верфь не выдержала конкуренции с Санкт- Петербургским Адмиралтейством. Работные люди и «судовые умельцы» были вывезены на другие предприятия, в частности Николаев, Херсон, где начиналось черноморское судостроение. Постепенно жизнь в городе замирала. Жители уходили на отхожие промыслы в промышленные центры страны — Санкт-Петербург, Москву, Новгород, Выборг, Ригу. С внешним миром город связывала, в основном, водная дорога. По Свири ходили раз в неделю два парохода — «Кивач» и «Санкт-Петербург», они поддерживали сообщение между Санкт-Петербургом и Петрозаводском. Зимой был только санный путь. Несколько оживилась жизнь в Лодейном Поле, когда в 1915 году через город прошла железная дорога «Санкт-Петербург — Петрозаводск», позднее проложенная до Мурманска. Дальнейшее развитие города связано со строительством в 30-е годы неподалеку от него Нижне-Свирской ГЭС. Лодейное Поле превратилось в центр крупного промышленного и сельскохозяйственного района.

В годы Великой Отечественной войны город 1005 дней был передним краем нашей обороны. Когда в сентябре 1941 года немецко-финские фашистские армии, захватившие Карелию, появились на правом берегу Свири, ополченцы и добровольческие отряды лодейнопольцев в течении двух суток, до подхода наших войск, сдерживали натиск врага и не дали ему форсировать Свирь. Линия фронта проходила по Свири, и только река отделяла Лодейное Поле от вражеских позиций. 1005 дней и ночей на город обрушивались бомбы и снаряды. Гитлеровцы совершенно разрушили город. Там, где проходили улицы, пролегали глубокие, во весь человеческий рост, траншеи. На месте домов под грудами кирпича и камня находились наблюдательные пункты. Но доблестные защитники Свири — воины 7-ой армии — стояли непоколебимо. 21 июля 1944 года у Лодейного Поля началась одна из важнейших битв Великой Отечественной войны — Свирско-Петрозаводская операция. В результате была сокрушена глубоко эшелонированная оборона противника, разгромлена 110-тысячная группировка. Была освобождена от врага большая часть территории Карело-Финской республики. Солдаты и офицеры, отличившиеся в этих боях, были награждены орденами и медалями, а 51 человек удостоен высокого звания Героя Советского Союза, и среди них — 12 гвардейцев, которые первыми форсировали Свирь.

В Лодейном Поле чтят память героев. Город увековечил подвиг воинов-освободителей. Именами Героев Советского Союза, похороненных на братском кладбище, названы улицы. Каждый год 22 июня жители собираются в парке «Свирская победа» и празднуют свое освобождение. В современном городе развита деревообрабатывающая промышленность. Действуют комплексный леспромхоз, деревообрабатывающий комбинат, завод строительных материалов и рельсосварочный завод. В 26-ти километрах от Лодейного Поля, на старом Олонецком тракте находится основанный в 1484 году Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, состоящий из двух близко расположенных монастырей — Троицкого и Преображенского.

Город на карте

Реки и водные пути: Ладожское озеро

Смотреть все круизы в Лодейное поле

Ближайшие круизы в Лодейное поле

Даты Теплоход Тур Цена, от
11 – 16 мая 2025 г.
6 дней 5 ночей
Леонид Соболев Цена от 48 791 р.
14 – 29 мая 2025 г.
16 дней 15 ночей
Ленин Цена от 148 764 р.
18 – 23 мая 2025 г.
6 дней 5 ночей
Леонид Соболев Цена от 47 932 р.
24 – 30 мая 2025 г.
7 дней 6 ночей
Николай Чернышевский Цена от 69 160 р.
25 – 30 мая 2025 г.
6 дней 5 ночей
Леонид Соболев Цена от 52 380 р.
1 – 6 июня 2025 г.
6 дней 5 ночей
Леонид Соболев Цена от 49 495 р.
2 – 8 июня 2025 г.
7 дней 6 ночей
Константин Коротков Цена от 80 868 р.
5 – 11 июня 2025 г.
7 дней 6 ночей
Волга Стар Цена от 74 069 р.
Пенсионная скидка
6 – 25 июня 2025 г.
20 дней 19 ночей
Ленин Цена от 177 836 р.
9 – 13 июня 2025 г.
5 дней 4 ночи
Николай Чернышевский Цена от 47 880 р.
12 июня – 1 июля 2025 г.
20 дней 19 ночей
Дмитрий Пожарский Цена от 102 100 р.
Пенсионная скидка
13 – 22 июня 2025 г.
10 дней 9 ночей
Русь Великая Цена от 108 000 р.
13 – 30 июня 2025 г.
18 дней 17 ночей
Дмитрий Пожарский Цена от 91 400 р.
Пенсионная скидка
14 – 30 июня 2025 г.
17 дней 16 ночей
Дмитрий Пожарский Цена от 82 200 р.
Пенсионная скидка
15 – 29 июня 2025 г.
15 дней 14 ночей
Дмитрий Пожарский Цена от 77 200 р.
Пенсионная скидка