Город Челябинск уютно расположился на геологической границе Урала и Сибири, в азиатской части России, где Уральские горы нежно склоняются к востоку, окаймляя берега реки Миасс в Тобольском бассейне. Его корни уходят в далекое 1736 год, когда это место было основано в виде крепости. После этого, к XIX веку, Челябинск стал не только одним из крупнейших торговых центров Урала, но и ключевым узлом железнодорожной связи с Москвой, что произошло в 1892 году.
В годы первых пятилеток и Великой Отечественной войны город активно развивался благодаря строительству промышленных предприятий и эвакуации заводов. Эти события превратили Челябинск в один из крупнейших промышленных центров СССР, среди которых заметное место занимало производство танков и военной техники. Город заслуженно получил государственное звание "Город трудовой доблести" и популярное неофициальное прозвище "Танкоград" за свой значительный вклад в победу войны.
Однако в 1990-х и 2000-х годах город столкнулся с экономическими трудностями, в результате чего несколько производственных предприятий прекратили свою деятельность. Это создало вызовы в сфере экологии, экономики и городской инфраструктуры, с которыми Челябинск продолжает справляться и на данный момент. Тем не менее, Челябинск остается важным промышленным центром Урала, с промышленным сектором, составляющим около 40% от общего валового муниципального продукта.
Что касается происхождения названия, то согласно топонимическому словарю "Географические названия мира", под редакцией Евгения Поспелова, Челябинск был основан в урочище Челеби. Это название связано с тюркским личным именем "Челеби", что переводится как "царевич" или "образованный". Также существует версия о башкирском происхождении названия "Челяба", что переводится как "впадина" или "неглубокая яма", подтвержденная заметками немецкого путешественника Иоганна Гмелина, который посетил город в 1742 году. Эта версия также подкреплена исторической монографией Владимира Витевского, который описывает местоположение Челябинска как "ведрообразную котловину".
Челябинская крепость была заложена в 1736 году на месте урочища Селябэ, и одной из причин ее создания были нападения башкиров на обозы с продовольствием, следующие из Теченской слободы в Оренбургскую и Верхояицкие крепости.
23 марта 1748 года в Челябинской крепости был заложен первый каменный храм, который впоследствии стал главным собором Исетской провинции.
В 1774 году благодаря действиям воеводы А. П. Верёвкина, крепость устояла перед осадой пугачёвцев, но в феврале 1775 года пугачёвцы все же смогли захватить ее. Помощь в освобождении пришла с прибытием генерала И. А. Деколонга.
В 1781 году Челябинская крепость была преобразована в город Челябинск и стала административным центром Челябинского уезда в Екатеринбургской области Пермского наместничества.
С 1782 года Челябинск, вместе с уездом, был включен в состав Уфимской области Уфимского наместничества после создания этой области из Оренбургской губернии. 6 июня 1782 года императрицей Екатериной II был утвержден герб уездного города Челябинска Уфимского наместничества. Герб включал в себя изображение уфимской куницы в верхней части щита и верблюда в нижней части, символизируя торговые пути через город.
До конца XIX века Челябинск оставался небольшим городом. Его второе воскрешение пришло в 1892 году, благодаря императору Александру III и завершению строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, соединившей город с европейской частью России. Это решение императора отменило ранее предполагавшийся проект прохождения железной дороги через Казань - Екатеринбург - Тюмень. Запуск в эксплуатацию Уральской горнозаводской железной дороги в 1896 году, соединившей Челябинск с Екатеринбургом, дал городу дополнительный импульс к развитию. Вскоре Челябинск стал ключевым центром по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем, а также с момента введения "Челябинского тарифного перелома" (1896-1913 гг.) город занял ведущие позиции в этих сферах. Это привело к тому, что Челябинск получил неофициальное почетное название "Ворота в Сибирь".