Вытегра

ПАХОМОВСКИЙ ГИДРОУЗЕЛ

 

Рядом с плотиной Пахомовского гидроузла, перегородившей старое русло Вытегры, находится поселок «Белый ручей». Пахомовский гидроузел — последний на северном склоне канала. В него входят земляная плотина у поселка Белый ручей, шлюз, две дамбы у верхней головы, причальные эстакады и подходные каналы в верхнем и нижнем бьефах, железобетонный неразводной мост через нижнюю голову шлюза, а также дороги, подстанция и эксплуатационный поселок. Шлюз № 6, поднимающий суда на максимальную на канале высоту, испытывает в полтора раза более сильный напор воды, чем остальные. Строительство Пахомовского гидроузла проходило в сложных условиях. На возведение самого мощного гидроузла Волго-Балтийского канала было отведено немногим более полутора лет. А в этих полутора годах — две северные зимы, две осени и лишь одно лето. В этот короткий срок предстояло сделать многое. Объем земляных работ составлял более миллиона кубометров. Железобетона требовалось уложить 100 тысяч кубометров. Предстояли большие работы по монтажу металлоконструкций, оборудования, механизмов. В результате самоотверженного труда строителей строительство шестого шлюза и остальных сооружений Пахомовского гидроузла вместо намеченных первоначально 22 месяцев было закончено за 18 месяцев. 26 мая 1964 года Вытегру перекрыли в четвертый, и последний раз. Ее воды пошли в шестой шлюз и рукотворное русло канала. Еще через день перемычку, отделяющую северный склон от южного, убрали, и в канал устремились воды реки Ковжи. Сквозной глубоководный путь с Волги на Балтику стал реальностью. Волго-Балт был готов принять первые суда! 4 июня 1964 года через шлюзы был пропущен технический флот строителей: землечерпалки, земснаряды, землесосы. А 28 июня 1964 года теплоход Северо-Западного речного пароходства «Красногвардеец» открыл пассажирскую линию «Ленинград — Ярославль». Когда теплоход находится в наполненной камере шлюза № 6, он оказывается на 80 метров выше Онежского озера и на 112 метров выше уровня, который отмечает водомерный пост у Горного института в Санкт- Петербурге. 

 

НОВИНКИНСКИЙ ГИДРОУЗЕЛ

 

Новинкинский гидроузел включает в себя три шлюза, именно к ним и направляется теплоход по Новинкинскому водохранилищу. При подходе к гидроузлу впереди видна цепь из шести высоких светлых башен, поднимающихся над верхними и нижними головами шлюзов. Первую пару от последней отделяют три километра. На этом расстоянии теплоход трижды прошлюзуется, опустившись на 38 метров. Вытегра имела здесь крутое падение: около четырех метров на километр своего русла. В гидротехнике существуют различные способы преодоления крутых участков трассы. Часто в таких местах шлюзы делают многокамерными. Но это нарушило бы принцип их стандартизации, которого придерживались проектировщики, удорожило бы строительство и замедлило прохождение судами шлюза. Из шлюзов Новинкинского гидроузла особенно тяжело достался строителям шлюз № 5. Трудность состояла в рытье его котлована. Вязкая глина в нижних слоях грунта засасывала экскаватор, и для него приходилось строить бревенчатый настил. Грунтовые воды так заливали котлован, что десятки мощных насосов не успевали их откачивать. До глубокой осени 1963 года рядом с гигантской площадкой Новинкинского гидроузла через старые шлюзы Марковского гидроузла шел маломерный флот. Это была последняя навигация отслужившей свой срок Мариинской системы. Последнее судно-баржа «Иловая» — прошло по старым шлюзам утром 2 ноября 1963 года. За ее кормой взлетела ракета, и началось перекрытие Вытегры в створе Новинкинского гидроузла. Через два часа река была перекрыта. Мариинская водная система, прослужив людям 153 года, перестала существовать. Следующая навигация началась уже на новом — Волго- Балтийском канале.

 

БЕЛОУСОВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

 

Длина Белоусовского водохранилища — около шести, а ширина - немногим более двух километров. Его воды скрыли пять из 39-ти шлюзов Мариинки. Справа на зеленых холмах и отрогах Андомской возвышенности расположился большой рабочий поселок Белоусово. К поселку и соседним с ним северным селениям, как к тысячам других русских деревень, можно отнести полные драматизма строки пермского поэта Ивана Лапина: Деревню нашу обошла война, Не тронута фашистами она: У нас остались целы хаты «се. Домой с победой из своих полков вернулось вскоре восемь мужиков. А тридцать пали за тебя, страна. Деревню нашу обошла война. Память о погибших на поле боя земляках увековечил памятник, сооруженный на берегу Волго-Балта, у клуба речников. Он создан на средства, заработанные в течение нескольких лет белоусовскими школьниками. От шлюза № 2 можно увидеть фигуру матери с девочкой на руках, которая символизирует миллионы женщин, проводивших на фронт сыновей, мужей, братьев и трудившихся в тылу все четыре тяжелых года войны ради Победы.

 

БЕЛОУСОВСКИЙ ГИДРОУЗЕЛ

 

Впереди на пути теплохода, замыкая Белоусовское водохранилище, высятся светлые башни шлюза № 2. Второй гидроузел сооружался одновременно с первым, Вытегорским, движение по нему было открыто весной 1961 года. Шлюзы снабжены поворотными мостами. Это позволяет не прерывать движение наземного транспорта над шлюзом более, чем на несколько минут.

 

ВЫТЕГОРСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

 

Вытегра разлилась здесь почти на три километра в ширину, образовав Вытегорское водохранилище. Его воды скрыли старое русло канала. Вода поднялась почти на 13 метров, превратила прибрежные холмы в острова, образовала заливы и протоки. Она скрыла Беседную гору, названную так предками вытегоров в память о том, что, по преданию, здесь, замышляя прокладку канала, беседовал с ними Петр I. Небольшая часовня, отмечавшая это место, перенесена на Красную Горку в Вытегре. Вода скрыла бечевик — страшную прибрежную тропу, по которой шли впряженные в лямки бурлаки. Их называли здесь «путинными» или «лямочниками». На Мариинской системе с момента ее открытия и вплоть до начала XX века применялась людская и конная тяга. На Вытегре, в густо шлюзованной части системы, суда тянули только люди.

 

АНХИМОВО

 

На возвышенном берегу водохранилища видны избы деревни Анхимово, бывшего Вытегорского погоста. Невысокая пятиглавая церковь Спаса Нерукотворного стоит здесь третье столетие — с 1780 года. Это самая ранняя среди сохранившихся в Вытегорском районе каменных культовых построек. Левее видна сооруженная в конце прошлого века часовня- усыпальница богатого вытегорского купца А.Ф.Лопарева, участвовавшего в переустройстве Мариинской водной системы. До сравнительно недавнего времени между ними возвышалась деревянная многоглавая церковь Покрова, которая делала Анхимовский ансамбль одним из шедевров Обонежского зодчества. Она была построена в 1708 году, за шесть лет до ныне всемирно известного 22-х главого Преображенского собора на острове Кижи — и имела с ним много общего. В 1963 году Анхимовская церковь сгорела. Доподлинно известно, что строили ее местные крестьяне — 63 мужика и 12 женщин, а возглавляли строительство два восьмидесятилетних старца: Петр Невзоров — крестьянин деревни Гозино на Дмитровой горе и Буняк - крестьянин деревни Исаковская на Татажме реке. Не был ли кто-нибудь из строителей Вытегорской церкви творцом Преображенской церкви в Кижах? Документальных подтверждений этому нет, но предположение такое вполне правомочно. Не может быть случайным столь большое сходство онежских церквей, построенных с интервалом всего в 6 лет, при отсутствии прямых прототипов во всей предшествующей русской деревянной архитектуре! Скорее всего Невзоров и Буняк (может быть, вместе со своей плотничьей артелью) и являются легендарными творцами Преображенского храма. За свою долгую жизнь они накопили богатейший практический опыт. Хорошо зная архитектуру Русского Севера, мастера сумели отобрать приемы и детали, выработанные деревянным зодчеством за многие столетия, и по- новому осмыслить их в Покровской церкви. В Преображенской церкви в Кижах блистательно завершился длительный путь развития многоглавых ярусных храмов. Больше ничего подобного не строилось на берегах Онеги и нигде в мире, — секрет мастеров умер вместе с зодчими.

 

ВЫТЕГОРСКИЙ ГИДРОУЗЕЛ

 

Вытегорский гидроузел не только первый гидроузел Волго-Балта, но и первый по времени сооружения. Именно отсюда начались работы на канале. Строители считали шлюз сложным по многим причинам. На этой самой нижней «ступеньке» северной «лестницы» были тяжелые геологические условия, высокий уровень грунтовых вод. Техники на первых порах недоставало, а сделать предстояло много. Объем только земляных работ превышал 2 миллиона кубометров, объем укладки бетона — 100 тысяч кубометров. И все это в болотистой, топкой долине Вытегры, под северными снегопадами и затяжными осенними дождями. Более того, вплоть до начала движения через будущий гидроузел должна была продолжаться эксплуатация старого канала. Высота вырастающей бетонной коробки превышала 20 метров, длиной она была почти городской квартал. Сваренный из арматурных каркасов стальной остов обретал бетонную плоть. Толщина его железобетонного дна доводилась до 5 метров. Осенью 1960 года было впервые перекрыто русло Вытегры в створе Вытегорского гидроузла. Всего таких перекрытий на реке предстояло произвести четыре — по числу гидроузлов на ней (Вытегорский, Белоусовский, Новинкинский и Пахомовский). Началось наполнение будущего Вытегорского водохранилища. Суровой зимой 1960-61 годов строители сооружали земляную плотину, заканчивали монтаж подъемных механизмов в бетонной коробке нового шлюза. Весной 1961 года праздновалась добытая напряженным трудом победа: к новому шлюзу подошла вода. 17 мая через Вытегорский гидроузел были пропущены первые суда, а это значило, что отпала нужда сразу в пяти шлюзах Мариинки: их заменил один Вытегорский. Бревенчатый шлюз № 1 Мариинской водной системы, стал с весны 1961 года одним из экспонатов Вытегорского краеведческого музея. Сюда же перенесен обелиск, установленный в 1886 году в ознаменование соединения рек Вытегры и Ковжи. Неподалеку от старого шлюза находится маленькое деревянное здание бывшей электростанции, в котором расположен музей Волго-Балта. Его экспона I ы рассказывают о строительстве и работе Мариинской системы, о сооружении Волго-Балтийского водного пути имени В.И.Ленина. Подлинные документы и старые фотографии, макеты шлюзов и судов, газета «Строитель Волго-Балта» и орудия труда полутора вековой давности — эти и другие экспонаты делают музей чрезвычайно интересным.

Смотреть все круизы по Вытегре

Ближайшие круизы по Вытегре
Даты Теплоход Тур Цена, от
26 сентября – 1 октября 2020 г
6 дней 5 ночей
И.А. Крылов Санкт-Петербург – Лодейное Поле – Мандроги – Кижи – Петрозаводск – Углич – Москва Цена от 23 200 р. Подробнее
29 сентября – 20 октября 2020 г
22 дня 21 ночь
Русь Великая Москва – Дубна – Углич – Череповец – Горицы – Петрозаводск – Соловецкие острова – Архангельск – Беломорск – Сосновец – Повенец – Кижи – Лодейное поле – Сортавала – Валаам – Коневец – Санкт-Петербург – Крепость Орешек – Старая Ладога – Мышкин – Калязин – Москва Цена от 109 290 р. Подробнее
29 сентября – 16 октября 2020 г
18 дней 17 ночей
Русь Великая Москва – Дубна – Углич – Череповец – Горицы – Петрозаводск – Соловецкие острова – Архангельск – Беломорск – Сосновец – Повенец – Кижи – Лодейное поле – Сортавала – Валаам – Коневец – Санкт-Петербург Цена от 73 500 р. Подробнее
5 – 16 октября 2020 г
12 дней 11 ночей
Николай Чернышевский Нижний Новгород – Чкаловск – Плес – Кострома – Ярославль – Углич – Москва – Углич – Горицы – Мандроги – Старая Ладога – Коневец – Санкт-Петербург Цена от 61 500 р. Подробнее
10 – 18 октября 2020 г
9 дней 8 ночей
Николай Чернышевский Москва – Углич – Горицы – Мандроги – Старая Ладога – Коневец – Санкт–Петербург – Валаам – Санкт-Петербург Цена от 43 300 р. Подробнее
16 – 24 октября 2020 г
9 дней 8 ночей
Николай Чернышевский Санкт-Петербург – Валаам – Санкт-Петербург – Сортавала – Свирьстрой – Вытегра – Горицы – Кострома – Нижний Новгород Цена от 42 600 р. Подробнее
18 – 24 октября 2020 г
7 дней 6 ночей
Николай Чернышевский Санкт-Петербург – Сортавала – Свирьстрой – Вытегра – Горицы – Кострома – Нижний Новгород Цена от 33 900 р. Подробнее
17 – 23 мая 2021 г
7 дней 6 ночей
Иван Бунин Москва – Углич – Горицы – Кижи – Петрозаводск – Свирьстрой – Санкт-Петербург Цена от 46 200 р. Подробнее
24 мая – 6 июня 2021 г
14 дней 13 ночей
Северная сказка Москва – Углич – Мышкин – Горицы – Кижи – Мандроги – Санкт-Петербург – Шлиссельбург – Коневец – Валаам – Сортавала – Пеллотсари – Свирьстрой – Вытегра – Череповец – Калязин – Москва Цена от 83 390 р. Подробнее
24 – 30 мая 2021 г
7 дней 6 ночей
Северная сказка Москва – Углич – Мышкин – Горицы – Кижи – Мандроги – Санкт-Петербург Цена от 44 390 р. Подробнее
24 – 29 мая 2021 г
6 дней 5 ночей
Северная сказка Москва – Углич – Мышкин – Горицы – Кижи – Мандроги – Санкт-Петербург Цена от 43 490 р. Подробнее
27 мая – 6 июня 2021 г
11 дней 10 ночей
Казань – Нижний Новгород – Чкаловск – Плес – Кострома – Ярославль – Тутаев – Углич – Москва – Углич – Кузино – Горицы – Валаам – Санкт-Петербург Цена от 58 890 р. Подробнее
27 мая – 7 июня 2021 г
12 дней 11 ночей
Казань – Нижний Новгород – Чкаловск – Плес – Кострома – Ярославль – Тутаев – Углич – Москва – Углич – Кузино – Горицы – Валаам – Санкт-Петербург Цена от 61 490 р. Подробнее
29 мая – 6 июня 2021 г
9 дней 8 ночей
Северная сказка Санкт-Петербург – Шлиссельбург – Коневец – Валаам – Сортавала – Пеллотсари – Свирьстрой – Вытегра – Череповец – Калязин – Москва Цена от 76 490 р. Подробнее
1 – 12 июня 2021 г
12 дней 11 ночей
Москва – Углич – Кузино – Горицы – Валаам – Санкт-Петербург – Мандроги – Кижи – Горицы – Калязин – Москва Цена от 57 790 р. Подробнее
1 – 6 июня 2021 г
6 дней 5 ночей
Москва – Углич – Кузино – Горицы – Валаам – Санкт-Петербург Цена от 30 390 р. Подробнее
1 – 7 июня 2021 г
7 дней 6 ночей
Москва – Углич – Кузино – Горицы – Валаам – Санкт-Петербург Цена от 31 090 р. Подробнее
6 – 19 июня 2021 г
14 дней 13 ночей
Северная сказка Москва – Калязин – Череповец – Вытегра – Кижи – Повенец – Сосновец – Петрозаводск – Свирьстрой – Валаам – Санкт-Петербург Цена от 84 890 р. Подробнее
7 – 12 июня 2021 г
6 дней 5 ночей
Санкт-Петербург – Мандроги – Кижи – Горицы – Калязин – Москва Цена от 29 590 р. Подробнее
7 – 17 июня 2021 г
11 дней 10 ночей
Санкт-Петербург – Мандроги – Кижи – Горицы – Калязин – Москва – Мышкин – Горицы – Валаам – Санкт-Петербург Цена от 57 090 р. Подробнее
12 – 23 июня 2021 г
12 дней 11 ночей
Москва – Мышкин – Горицы – Валаам – Санкт-Петербург – Мандроги – Кижи – Кузино – Дубна – Москва Цена от 60 590 р. Подробнее
12 – 17 июня 2021 г
6 дней 5 ночей
Москва – Мышкин – Горицы – Валаам – Санкт-Петербург Цена от 30 390 р. Подробнее
12 – 18 июня 2021 г
7 дней 6 ночей
Москва – Мышкин – Горицы – Валаам – Санкт-Петербург Цена от 32 690 р. Подробнее
14 – 20 июня 2021 г
7 дней 6 ночей
Дмитрий Фурманов Москва – Углич – Мышкин – Кузино – Горицы – Кижи – Свирьстрой – Валаам – Санкт-Петербург Цена от 42 090 р. Подробнее
18 – 23 июня 2021 г
6 дней 5 ночей
Санкт-Петербург – Мандроги – Кижи – Кузино – Дубна – Москва Цена от 29 290 р. Подробнее
18 – 29 июня 2021 г
12 дней 11 ночей
Санкт-Петербург – Мандроги – Кижи – Кузино – Дубна – Москва – Углич – Кузино – Горицы – Старая Ладога – Валаам – Санкт-Петербург Цена от 56 390 р. Подробнее
20 июня – 4 июля 2021 г
15 дней 14 ночей
Александр Фадеев Пермь – Кижи – Петрозаводск – Пермь Цена от 52 100 р. Подробнее
23 июня – 5 июля 2021 г
13 дней 12 ночей
Москва – Углич – Кузино – Горицы – Старая Ладога – Валаам – Санкт-Петербург – Мандроги – Кижи – Горицы – Калязин – Москва Цена от 62 290 р. Подробнее
23 – 29 июня 2021 г
7 дней 6 ночей
Москва – Углич – Кузино – Горицы – Старая Ладога – Валаам – Санкт-Петербург Цена от 33 390 р. Подробнее
23 – 30 июня 2021 г
8 дней 7 ночей
Москва – Углич – Кузино – Горицы – Старая Ладога – Валаам – Санкт-Петербург Цена от 35 490 р. Подробнее
Мегафлот
  • Продвижение сайта - bjl.ru