До середины XVI века прибрежная территория реки Вятки, входившая в состав Арской области, была населена марийцами, татарами и удмуртами, подчиненными Казанскому татарскому ханству. По легенде, на месте нынешних Вятских Полян существовало небольшое удмуртское поселение Ошторма-Бодья.
В ходе военных действий, связанных с завоеванием Москвой Казанского ханства, удмуртское население вынуждено было оставить свои земли. Поля и луга Ошторма-Бодьи постепенно покрылись лесом и кустарником. Эти зараженные "поляны" стали известны как Вятские Поляны.
По легенде, в конце XVI века преподобный Трифон Вятский, основатель Вятского Успенского монастыря, выбрав живописные низины Вятки, приказал монахам поселиться на еще неиспользованных "вятских полянках", потерянных среди корабельных сосен, голубых озер и малых рек. Он решил построить здесь мужской монастырь для укрепления своего влияния и более эффективного распространения православия среди местного населения.
Первое упоминание о Вятских Полянах относится к 1595 году, когда царь Федор Иоаннович выдал монахам грамоту на владение пустырями - полянами. По благословению преподобного Трифона сначала 12 (в некоторых источниках - 15) монахов переселились на правый берег Вятки. Монастырь быстро строится, и на его территории возникает первая церковь для служения монашеской общины, состоящей из "40 братьев и 5 священников, диакона и 30 монастырских работников". На новые земли в низовья Вятки были направлены монастырские крестьяне из Вобловицкой волости Слободского уезда. В 1599 году монастырь с храмом построен и получил название Христорождественский. Вместе с монастырем поселение возле него, известное как село Рождественское (Рожественное), стало известным как Полянки. Затем Трифон одобрил строительство второй церкви на месте нынешнего Никольского собора для прихожан. Вторая церковь была построена в 1615 году и освящена в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского.
Получается, преподобный Трифон дважды бывал в этих местах: во время своего путешествия к казанскому воеводе по указу царя и при закладке первого камня в основание Николаевской церкви.
Помимо монастырских крестьян, на этих территориях начали появляться и дворцовые (государственные) крестьяне. В 1607 году рядом с Полянами появилось дворцовое село. Рядом с Вятскими Полянами возникло село Усад - вотчина Казанского митрополита. Здесь осели как русские, так и пришельцы, стремившиеся избежать государственных обязанностей. Именно поэтому первые сто лет существования Рождественского монастыря были часто омрачены территориальными конфликтами.
Христорождественский монастырь таким образом стал своеобразным подразделением Хлыновского Успенского монастыря. В 1764 году указом императрицы Екатерины II все церковные владения были переданы из ведомства духовенства под юрисдикцию Коллегии экономии. С тех пор монастырских крестьян стали называть экономическими. После секуляризации церковных земель (их отчуждение в пользу государства) Рождественский монастырь в Вятских Полянах был закрыт.
Считается, что изначально монахи Трифонова монастыря обосновались в Сушинской монастырской вотчине, расположенной на левом берегу. Здесь, возле церкви, построенной мастерами древней Руси, они проводили свои молебны, готовясь к будущему переезду.
Время не пощадило этот шедевр древнерусских мастеров. Деревянная церковь пережила множество испытаний. В период советского правления здесь был создан сельский клуб, затем здание использовалось как зернохранилище, а затем храм был оставлен на произвол судьбы. В 1960 году он был объявлен памятником истории и культуры и взят под государственную охрану. Тем не менее, средства на реставрацию и содержание были ограничены, и древний сельский храм постепенно пришел в упадок. Село Суши тоже, со временем, погибло, и здесь остались только слабые старики.
В мае 1998 года было принято решение перевести церковь в Вятские Поляны с целью сохранения этого уникального памятника древнерусской архитектуры. При разборке здания на верхней части было обнаружено закладное бревно с вырубленной датой - 15... г. Последние две цифры, к сожалению, оказались нечитаемыми. Если это действительно дата строительства храма, то, вероятно, он существовал намного раньше появления Вятских Полян.
Судьба церкви, посвященной святому Николаю Чудотворцу, была сложной и многозначной. После ее закрытия в 1948 году в селе Усад, недалеко от города, был возведен молитвенный дом. Он функционировал до 11 января 1961 года. Впоследствии верующим приходилось проезжать 60 километров до Богоявленского собора в городе Малмыж. Тем не менее, духовные традиции в Вятских Полянах сохранялись. Прихожане создали два "подпольных" молитвенных дома, действовавших в разных частях города.
В годы перестройки верующие подали запрос в органы власти о регистрации общины Русской Православной Церкви.
Здание церкви было передано православной общине 25 декабря 1987 года. Буквально через 2-3 дня после этого произошла первая служба прямо на улице возле церкви. 12 января состоялась первая служба внутри здания. Торжественное богослужение собрало множество народа и прошло точно через неделю, в Крещение Господне.
Началась долгая и трудоемкая работа по восстановлению храма. В восстановительных усилиях активно участвовали горожане, добровольно приносившие свой вклад. В отдельные дни их число достигало 300-400 человек. Первые колокола для Никольской церкви были закуплены в городе Воронеже, прихожанами было собрано 20 тысяч рублей на эту цель.
Самый крупный колокол весом в 30 пудов впервые прозвучал с восстановленной колокольни Никольской церкви 2 августа 1989 года.
20 января 1988 года архиепископ (впоследствии митрополит) Вятского и Слободского Хрисанф присвоил статус собора вновь воссозданному Никольскому храму в его первозданном облике.
В этом невеликом коттедже, расположенном у самого берега реки Вятки, проживал в период с 1941 по 1952 год известный конструктор стрелкового оружия и Герой Социалистического Труда Г.С. Шпагин вместе со своей семьей.
На сегодняшний день дом претерпел изменения, и значительные усилия были направлены на его реставрацию с сохранением оригинального облика. В нем собрано множество предметов, принадлежавших Шпагиным, многие из которых были подарены родственниками выдающегося конструктора. Это включает в себя буфет, стол, стулья, трюмо и шкаф. Среди личных вещей Георгия Семеновича — кожаное пальто, письменный стол, книги, которыми он пользовался, любил читать и перечитывать, и над которыми размышлял.
В этом небольшом и скромном доме расположены три невеликие комнаты: зал, комната для дочери и кабинет отца, а также его спальня. Все интерьеры очень просты и скромны.
Открытие дома-музея состоялось 7 августа 1982 года в торжественной обстановке.
Даты | Теплоход | Тур | Цена, от |
---|---|---|---|
28 апреля – 8 мая 2025 г. 11 дней 10 ночей |
Александр Бенуа | Нижний Новгород – Казань – Елабуга – Бирск – Уфа – Дюртюли – Вятские поляны – Мамадыш – Чебоксары – Нижний Новгород |
Цена
от 127 890 р.
Пенсионная скидка
|
28 апреля – 12 мая 2025 г. 15 дней 14 ночей |
Александр Бенуа | Нижний Новгород – Казань – Елабуга – Бирск – Уфа – Дюртюли – Вятские поляны – Мамадыш – Чебоксары – Нижний Новгород – Юрьевец – Кинешма – Ярославль – Углич – Москва |
Цена
от 167 290 р.
Пенсионная скидка
|
11 – 26 мая 2025 г. 14 дней 13 ночей |
Золотое кольцо | Москва - Вятские поляны - Москва | Цена от 243 230 р. |
16 – 23 мая 2025 г. 6 дней 5 ночей |
Золотое кольцо | Нижний Новгород - Вятские поляны - Нижний Новгород | Цена от 112 970 р. |