Волго-Балтийский канал

ВЫТЕГОРСКИЙ ГИДРОУЗЕЛ Вытегорский гидроузел не только первый гидроузел Волго-Балта, но и первый по времени сооружения. Именно отсюда начались работы на канале. Строители считали шлюз сложным по многим причинам. На этой самой нижней «ступеньке» северной «лестницы» были тяжелые геологические условия, высокий уровень грунтовых вод. Техники на первых порах недоставало, а сделать предстояло много. Объем только земляных работ превышал 2 миллиона кубометров, объем укладки бетона — 100 тысяч кубометров. И все это в болотистой, топкой долине Вытегры, под северными снегопадами и затяжными осенними дождями. Более того, вплоть до начала движения через будущий гидроузел должна была продолжаться эксплуатация старого канала. Высота вырастающей бетонной коробки превышала 20 метров, длиной она была почти городской квартал. Сваренный из арматурных каркасов стальной остов обретал бетонную плоть. Толщина его железобетонного дна доводилась до 5 метров. Осенью 1960 года было впервые перекрыто русло Вытегры в створе Вытегорского гидроузла. Всего таких перекрытий на реке предстояло произвести четыре — по числу гидроузлов на ней (Вытегорский, Белоусовский, Новинкинский и Пахомовский). Началось наполнение будущего Вытегорского водохранилища. Суровой зимой 1960-61 годов строители сооружали земляную плотину, заканчивали монтаж подъемных механизмов в бетонной коробке нового шлюза. Весной 1961 года праздновалась добытая напряженным трудом победа: к новому шлюзу подошла вода. 17 мая через Вытегорский гидроузел были пропущены первые суда, а это значило, что отпала нужда сразу в пяти шлюзах Мариинки: их заменил один Вытегорский. Бревенчатый шлюз № 1 Мариинской водной системы, стал с весны 1961 года одним из экспонатов Вытегорского краеведческого музея. Сюда же перенесен обелиск, установленный в 1886 году в ознаменование соединения рек Вытегры и Ковжи. Неподалеку от старого шлюза находится маленькое деревянное здание бывшей электростанции, в котором расположен музей Волго-Балта. Его экспона I ы рассказывают о строительстве и работе Мариинской системы, о сооружении Волго-Балтийского водного пути имени В.И.Ленина. Подлинные документы и старые фотографии, макеты шлюзов и судов, газета «Строитель Волго-Балта» и орудия труда полутора вековой давности — эти и другие экспонаты делают музей чрезвычайно интересным.

 

МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА

 

Предшественница Волго-Балта, Мариинская система действовала более 150 лет. В 1708 году между рекой Тверцой Каспийского бассейна и Цной Балтийского бассейна был построен Тверецкий канал (позднее он стал называться Вышневолоцким). Однако маловодность, сильное течение, пороги делали канал малопригодным для использования. К тому же движение по нему возможно было только с Волги к Санкт-Петербургу. Нужен был еще один водный путь. В 1711 году Петр I, возвращаясь с севера в Санкт-Петербург Архангельским трактом, десять дней провел в вытегорских лесах, знакомясь с волоком между Ковжей и Вытегрой, беседуя с местными жителями. Наказав валить у Матко-озера строевой лес для будущих шлюзов на этом месте, Петр, тем не менее, так и не начал строительство. План Петра начал осуществляться лишь в конце XVIII века. Правительство долго не могло выделить средства. Деньги в конце концов были получены: Павел I своим указом разрешил заимствовать по 400 тысяч рублей ежегодно из сохранной казны санкт-петербургского воспитательного дома, попечительницей которого состояла императрица Мария Федоровна. В честь ее новая водная система и стала называться Мариинской. В 1801 году началось сооружение восьми шлюзов на Вытегре и соединительного канала между нею и Ковжей. 21 июля 1810 года, было торжественно объявлено об открытии судоходства по новому водному пути. Эта дата считается днем рождения Мариинского водного пути. Из рек, вошедших в него, лишь Вытегра была шлюзована полностью. На расстоянии в 30 километров суда должны были пройти 20 шлюзов. На Ковже построили только два шлюза. Порожистая, с быстрым течением Шексна не подвергалась никаким изменениям. Мариинский канал быстро и естественно вошел в экономику России. Однако почти сразу стало ясно, насколько новый водный путь далек от совершенства. Перегрузка товаров с речных барж на палубные суда для плавания по Белому и Онежскому озерам, шекснинские мели и пороги, извилистая в верхнем течении Вытегра, обилие маломерных шлюзов в ее низовьях — все это делало плавание долгим, опасным для судоходства, убыточным для судовладельцев и купечества. Переход от Рыбинска до Санкт-Петербурга длился до 1852 года — 110 дней, позже — 90. Затраты на перевозку груза иногда оказывались равными его стоимости. В течение всего XIX века водная система неоднократно подвергалась изменениям: увеличивалось число шлюзов, спрямлялись крупные изгибы рек, углублялся фарватер. Значительно улучшило условия судоходства строительство в 40-х годах XIX века обводных каналов вокруг озер: Белого (в 1843-1846 годы) и Онежского (в 1845-1852 годы). В 60-е годы был построен Новоладожский канал. Теперь главным тормозом судоходства оставались малые габариты шлюзов, пороги, мели и крутизна поворотов на реках, что мешало движению большемерного флота. Лишь в 1890 году деньги были отпущены, и начались работы по самой значительной перестройке системы за всю ее историю. Продолжались они шесть лет. За это время все шлюзы были переделаны и значительно увеличены. Был углублен и расширен судовой ход. Крутые изгибы рек спрямили прорезями. После окончания работ путь от Рыбинска до Санкт- Петербурга стал занимать 60 суток. Следующим крупным улучшением условий судоходства стало сооружение в начале XX века шлюзов с плотинами на Шексне. Проект последнего переустройства системы на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1913 году был удостоен золотой медали.

 

ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ

 

Волго-Балтийский канал протянулся на 361 километр от Рыбинского водохранилища до устья Вытегры. Канал соединяет бассейны Балтийского и Каспийского морей и проложен по руслам рек, принадлежащих этим бассейнам. Нам остается пройти Вытегорский канал, длина которого от шлюза № 1 до Онежского озера составляет около 13 км. Хотя канал в основном и использует русло Вытегры, но при этом не повторяет ее изгибы. Петли Вытегры уходят то влево, то вправо от канала, образуя тем самым большие и малые острова. Примерно на седьмом километре влево ответвляется лента Онежского обводного канала. Штурманы узнают этот водный перекресток по судоходной обстановке, а пассажиры по щиту с надписью «Онежский канал». Итак, теплоход проходит последние километры Волго-Балтийского канала, самого длинного канала в мире. Северный балтийский склон канала — короткий и крутой. Здесь канал повторяет естественное русло Вытегры, значительно углубленное и расширенное. В этом месте сосредоточены почти все гидротехнические сооружения Волго-Балта. Шесть шлюзов поднимают (или опускают) суда по этому склону на 80 метров по отношению к уровню Онежского озера. За шлюзом № 6 начинается водораздельный бьеф. На всем его 263-х километровом протяжении, вплоть до Шекснинского шлюза № 7 (вблизи Череповца) примерно одинаковый уровень воды. В водораздельный бьеф входят: водораздельный канал (протяженностью 53 км), река Ковжа (43 км), которая принадлежит Волжскому бассейну и впадает в Белое озеро, само Белое озеро (42 км) и вытекающая из него река Шексна. После подпора вод Шексны плотиной у шлюза № 7 река превратилась в обширное одноименное водохранилище (125 км). Остальная часть реки, называемая Нижняя Шексна, является уже частью Рыбинского водохранилища. Направление судового хода по каналу определено от Онежского озера к Рыбинскому водохранилищу. При следовании судов в этом направлении берега канала соответствуют бортам судна: с правого борта виден правый берег, с левого борта — левый берег. На берегах установлены невысокие полосатые столбы. Причем на правом берегу канала они имеют красно- белую окраску, а на левом берегу — черно-белую. Ночью эти путевые знаки загораются соответственно красным (правый берег) и зеленым (левый берег) светом. На километровых столбах с трехзначными цифрами показано расстояние от Южного порта Москвы. Волго-Балтийский канал был принят правительственной комиссией в постоянную эксплуатацию осенью 1964 года.

Смотреть все круизы по Волго-Балтийскому каналу

Ближайшие круизы по Волго-Балтийскому каналу

Даты Теплоход Тур Цена, от
11 – 20 июля 2024 г.
10 дней 9 ночей
Михаил Кутузов Санкт-Петербург – Крепость Орешек – Коневец – Вытегра – Кузино – Ярославль – Кострома – Нижний Новгород – Казань – Елабуга – Сарапул – Пермь Цена от 50 200 р.
Пенсионная скидка