История Строгинской речной линии

Фотография из открытых источников

 

Строгино в наше время - современный, быстрорастущий спальный район, с населением около 150-ти тысяч человек и имеющий всю необходимую инфстраструктуру: десяток школ и детских садов, множество торговых центров и супермаркетов, спортинвые объекты - современный стадион "Янтарь" с бассейном и тенисными кортами, спортивный комплекс "Комета", строится ледовый стадион. В районе развитая транспортная инфраструктура - Строгинский мост и новый Краснопресненский проспект ведут в центр столицы, а по МКАД можно добраться до соседних вылетных магистралей и районов города. В 2008 году открыта станция метро "Строгино", имеется разветвелнная сеть трамвайных и автобусных маршрутов. Весь этот городской рай был создан не так давно - лишь с 1979-го года район Строгино начал застраиваться многоэтажными домами, а до этого в северной части нынешнего района, на берегу Москвы-реки стояла деревеня Строгино с парой сотен дворов и населением в полторы тысячи человек. Южнее располагалось (и до сих пор располагается) село Троицкое-Лыково, западнее - деревня Мякинино, а восточнее, на другом берегу реки - деревня Щукино. Для всех этих селений река всегда играла значительную роль, и совершенно не удивительно, что с подъемом СССР после Великой Отечественной Войны - в конце 40-х годов в регионе открывается местное речное судоходство, на новеньких, только что с Московского Судостроительного Завода теплоходах "Москвич".

 

Теплоход "М-236" на Строгинской линии. Фото PITER.

 

После открытия, речная линия имеет огромную популярность, ведь и Строгино и Троицкое-Лыково не имеют постоянных мостов на противоположенный берег Москвы-реки, иначе добираться в столицу приходится кружными путями, а теплоходы доставляют пассажиров к пристани Щукино, откуда до центра города можно быстро добраться на 21-м трамвае, его конечная располагалась совсем рядом с пристанью.

 

Пристань "Щукино", кадр из кинофильма "Сталинские соколы", 1952-й год

 

Пристань Щукино в 70-х годах, фото И. М. Виноградов

 

Справочник Пассажирский транспорт Москвы-71:

В черте города Москвы - т/х "Москвич". На рабочих линиях (переправах) теплоходы курсируют всю навигацию (иногда с помощью ледоколов). Движение с 5:00 до 1:20, интервал 15-30 мин. Стоимость проезда 5 коп.

Рабочие линии соединяют следующие пристани:
1. Южный порт (у больницы, авт. 8, 193, маршр. таксти 28) - Нагатино
2. Серебряный бор-4 - Сады - Татарово
3. Серебряный бор-2 - Троицкое-Лыково
4. Парк Фили - Мнёвники
5. Щукино - Строгино
6. СРВ - Захарково

 

 

Причал Щукино и теплоходы "Москвич" строгинской линии, фото И. М. Виноградов

 


Теплоход "Москвич" следует к причалу Строгино, фото И. М. Виноградов

 

В 1979-м году начинается застройка Строгино, а в 1981-м открывается Строгинский мост, связывающий Строгино и окрестности с "Большой землей" по кратчайшему пути.

 

Строгинский мост, 80-е годы. Фото из книги "История Северо-Запада Москвы".

 

Новые жители района с удовольствием пользуются речной линией для отдыха и прогулок, но теплоходы продолжают трудиться и на рабочих переправах, соединяя пристани "Троице-Лыково" и "Серебряный бор-2", а также пристань "Речник" с "Серебряным бором-4". Вплоть до распада Советского Союза теплоходы продолжают работать в режиме полноценного общественного транспорта, с раннего утра и до ночи перевозя москвичей по Москве-Реке.

 

Теплоход следует от пристани "Серебряный бор-2" в Троице-Лыково. 80-е года. Фото PITER.

 

Теплоход "Москвич". Фото PITER.

 

После 1991-го года линия начинает быстро умирать, уменьшается количество теплоходов, ломаются, горят и приходят в аварийное состояние многие пристани, к началу XXI века на линии остается один теплоход "М-229", остается последняя рабочая переправа "Троице-Лыково" - "Серебряный бор", дотации на которую выделяет мэрия Москвы, этот же теплоход выполняет часовые прогулки вокруг Серебряного бора. 2004-й - последний год работы дотационной переправы, к этому моменту уже уничтожены пристани "Строгино", "Щукино", "Пляж №2", "Серебряный бор-3", "Серебряный бор-4", "Речник".

 

С 2005-го по 2008-й годы продолжает работать прогулочная линия "Троице-Лыково - Строгино - Троице-Лыково" с остановкой в "Серебряном бору-2", на время навигации, на место бывшей пристани "Строгино" пригоняют понтон для посадки пассажиров. В 2008-м году на линии работают два теплохода: "Мирный" и "М-230", но к 2009 году ОАО "Пассажирский порт" отказывается от обслуживания маршрута и вплоть до конца июля 2009-го года строгинцы были лишены любимого вида отдыха.

 

Теплоход "Мирный". 2008-й год. Фото PITER.

 

25-го июля 2009-го года пробные рейсы по маршруту "Троице-Лыково - Строгино - Троице-Лыково" выполняет теплоход "Москва-170", принадлежащий судоходной компании "Алина". Количество отдыхающих оказывается достаточным для поддержания прогулочной линии и теплоходы нашей компании работают в Строгино каждый уик-энд до конца сентября. Уже в августе открывается второй маршрут, очень полюбившийся строгинцам и гостям района - это маршрут вокруг Серебряного бора с заходом к Карамышевской плотине и 9-му шлюзу Канала им. Москвы, 12-го сентября на теплоходе "Москва-170" состоялась мега-прогулка вверх по реке до Нижнемякининской поймы, мимо Красногорска, Крокус-Экспо и нового комплекса зданий правительства Московской области, также теплоход прошел под тогда еще строящимся метромостом Арбатско-Покровской линии. В 2010-м году наша компания планирует продолжить работу на строгинских линиях и сделать маршруты прогулок более интересными и запоминающимися, приглашаем всех на замечательные речные прогулки!

 

Купите билет на шикарные прогулки со скидкой до 50%