Город Кимры

Яндекс.Погода

Кимрский район относится к числу наиболее изученных в археологическом отношении районов Тверской области. Именно в нем проводил довоенные исследования и разведывательные работы Тверской государственный университет. Затем уже в послевоенные годы стационарные исследования проводил Институт археологии Академии наук. Здесь отрабатывались современные методы археологических исследований. В Кимрском Поволжье результативно проведены многие уникальные археологические раскопки: • поселения эпохи мезолита, • городища раннего железного века, • курганы и селища древнерусского времени. В краеведческом музее хранится раритетный документ — Грамота Ивана Грозного Кирилло-Белозерскому монастырю (датированная 1546 годом), в которой впервые упоминается село Кимры. Кимры — богатое торговое село, поэтому оно было дворцовым владением и переходило «из рук в руки» близких ко двору людей. Так, Федор Салтыков получил Кимры в 1688 году в связи с выходом замуж дочери Прасковьи Федоровны за царя Ивана V. В 1762 году Кимры были пожалованы двоюродной сестре императрицы Елизаветы — Анне Карловне Скавронской и находились в собственности рода Скавронских вплоть до 1846 года, когда кимряки, заняв в казне 495 тысяч рублей ассигнациями с рассрочкой на 37 лет под 6% годовых, выкупились на волю. В Кимрах традиции городской жизни старше самого города. Среди скромной, но все же городской застройки, рядом с соборной площадью к началу XX века сложился деловой центр. Улицы, как и во многих волжских городах, нарезаны прямоугольной сеткой: длинные — вдоль Волги, короткие - перпендикулярно к ней. Дома в основном одно-двухэтажные. В архитектуре Кимр присутствует свой излюбленный архитектурный прием, своего рода мода, — это возвышающиеся над домами мезонины в три окна с балконами и навесом в виде широкой арки. Даже на оштукатуренных домах эти мезонины, обычно дощатые, придают им своеобразную пластическую выразительность и неповторимость. Кимры известны как центр обувного промысла. Коллекция обуви, хранящаяся в музее, одна из богатейших в стране. В ней собраны искусные образцы, выполненные кустарями-сапожниками в различные времена с XVI по XX века. Каждый образец — это произведение искусства. Сапожный промысел раскрывается в уникальных творениях скульптора Ивана Михайловича Абаляева (1901 — 1942 годы). Его работы «Отходники», «Встреча с хозяином», «Вынос обуви на базар», «Проводы в ученье» и ряд других, придают неповторимое своеобразие экспозиции. И.М.Абаляев был ремесленником — резчиком сапожных колодок. Добротность работы, уважение к мастерству, «чувство» материала, перешли из его первой ремесленной профессии в скульптуру. То, что он делал, было вполне народным искусством, но не поточным ремеслом, гнавшим на рынок сотни одинаковых фигурок, а серьезным и трогательным занятием «для себя», переводом в свой привычный материал впечатлений окружающей жизни, для которых Абаляев умел находить простую, но очень точную форму. Сквозь вспомогательное значение этих, порой наивных историко-бытовых иллюстраций, сделанных в свое время с целью разъяснения и оживления музейной экспозиции, все яснее проступает их самостоятельная художественная ценность. И пусть изменится экспозиция музея, — в ней всегда найдут почетное место создания скульптора, погибшего на фронте в 1942 году. Абаляев - один из 12,5 тысяч кимряков, не вернувшихся с фронтов Великой отечественной войны. Десяти жителям Кимр присвоено звание Героя Советского союза. С этими местами связаны имена людей, оставшихся навсегда в истории России: одноименное село Кимры Кимрского района — родина известного советского писателя А.А.Фадеева и авиаконструктора А.Н.Туполева. Театральные подмостки Кимрского драматического театра помнят блиставших здесь в разное время великолепных актеров: это и А.Вишневская, и М.М.Чарухин, и Б.С.Грачев, и, конечно же талантливый театральный режиссер Александр Михайлович Гиацинтов.